Поход выходного дня или октябрь не повод…

Река Клязьма .

"Река - когда солнце пляшет в волнах, золотит седые буки, бродит по лесным тропинкам,
гонит тени вниз со склонов, на листву алмазы сыплет, поцелуи шлет кувшинкам,
бьется в пене на запрудах, серебрит мосты и сваи, в камышах играет в прятки
парус дальний озаряет, - это чудо красоты."

Джером К. Джером

Автор отчета: Александр,
фото Гаяр.

Пролог
...в котором автор повествует о тех местах, что рядом.

Посмотрев на наших коллег, которые в начале октября ходили по озеру Великое и реке Созь, и, имея большое желание, пока не наступили сильные холода, мы вдвоем с приятелем решили закрыть летний сезон. По календарю был  уже конец октября, двадцатые числа. Природа баловала нас своей погодой: были теплые деньки, сменявшиеся непродолжительными дождливыми днями.

Определившись с датой нашего путешествия, мы никак не могли определиться с местом нашего мероприятия. Были небольшие ограничения по его продолжительности.  Долго изучав карту МО, наш выбор пал на речку Клязьма. Это место подошло по расстоянию от Москвы, возможностью подъехать в начале нашего путешествия, до конца  маршрута и возможностью уехать обратно общественным транспортом.

Маршрут был составлен  таким образом, чтобы наш мини-поход длился не более двух дней.

Карта маршрута

День первый: приезд в г. Павловский Посад МО.

День второй: отъезд из г. Орехово-Зуево МО.

Расстояние по прямой 15 км.

Расстояние по реке 28 км.

День первый..

Наши сборы не заняли много времени, тем не менее, мы выехали из Москвы довольно поздно. Прибыли на место сбора наших кораблей.

Погода нам "улыбалась",  не лишенная октябрьских капризов и сюрпризов. В этот день Икс солнце радовало нас своими осенними лучами, под которыми в дороге мы, убаюканные их теплотой, немного вздремнули. Каково  было наше разочарование, когда оказавшись на стапеле, мы увидели, что небо затянулось густыми, темными тучами.

Началась сборка байдарок "Легор", которые в этот раз были в роли наших кораблей.  Надо сказать, байдарка "Легор" собирается очень легко и быстро, к сведенью всех кто хочет её приобрести, в течение 10-15 минут, без какого-либо напряжения и суеты, а также без инструментов (молотка и мата).

Собрав лодки, мы обнаружили, что небо прояснилось, хотя только что капал мелкий, моросящий, пронизывающий дождик. Переодевшись, мы упаковали вещи в гермомешки, а те в свою очередь уложили в наши суда.

сборку наших кораблей

упаковали вещи

Но тут возникнет у читателя вопрос, сколько было мешков и каков их объем. Поясню для них подробней.  В моей байдарке в корме вместилась стандартная тритоновская герма 70 литров. На кормовой части, поверх деки, под специальным крепежом я разместил стандартную тритоновскую 40-литровую герму; в  носу байдарки поместилась палатка. У моего приятеля Гаяра в корме лежала тритоновская герма 40 литров, а также какие-то вещи небольшого размера, которые не требовали специальной упаковки, были распиханы россыпью по разным свободным местам внутри лодки.

Вроде все сделали, ничего не забыли, осматриваем место стапеля. Время обеда подходило к концу, а мы еще не брали в рот и маковой росинки. Достав нехитрую снедь, перекусываем бутербродами, запивая их горячим чаем. А тут и снова выглянуло солнышко. Завершив трапезу, рассаживаемся по лодкам.

Природа вокруг унылая, октябрьская, не балующая нас красками, зеленью, хотя кое-где на ивах и прибрежной растительности были зеленые листочки. Трава не пожелтела, и на фоне выглянувшего солнышка могло показаться, что это вовсе не октябрь. Конечно, мы привлекли к себе внимание местных жителей, проходящих или  проезжающих на автомашинах мимо. Задавали много вопросов: что мы делаем; не рыбу ли будем ловить. Узнав подробности, они удалялись с мыслями, что “люди с ума сошли плыть в такой холод”.

упаковали вещи

Распрощавшись с очередным из любопытствующих, отчаливаем. Течение на Клязьме небольшое, глубина  на месте схода на воду от 0,8 до 2,3 метра на ямах. В октябре вода в реке низкая, немного мутная. Сама речка извилистая: один берег высокий, другой низкий. По высокому берегу кое-где встречаются ласточкины гнезда. Гнезда располагаются довольно скученно, сказывается нехватка места даже у ласточек.

ласточкины гнезда

Пройдя несколько поворотов, мы встречаем рыбака. Он, подобно школьнику в летние каникулы, расположился на нагнувшемся дереве, ветви которого едва касались воды, и созерцал покачивания поплавка на воде. Узнав об улове, клеве и приманке, покидаем место лова и не очень довольного нашими расспросами рыбака.

подвесной пешеходный мост

Подойдя ближе к мосту

Вдалеке за очередным поворотом показался подвесной пешеходный мост. Подойдя ближе к мосту, я перестаю грести и поднимаю весло вверх к мосту. Весло не достает до моста, произвожу в уме вычисления. Делюсь впечатлениями с Гаяром: у меня весло 230 см, рука по длине 60-70 см от головы, значит от воды до моста примерно 3,5-4 метра посередине реки. Глубина, измеренная веслом, 2,3-2,5м. Сделав несколько кадров на фотоаппарат, Гаяр отправляется следом за мной, где нас ждет очередной поворот…

измеренная веслом 2,3см

Прошло немного времени, и снова небольшой дождь сменился на солнце. Мы решили остановиться на небольшой привал, чтобы размять ноги и свериться с картой.

сменила небольшой дождь на солнце

сверится с картой

Наступило время подыскивать место для ночлега. Световой день в октябре не такой длинный, как этого хотелось. Изучив местность и карту, мы приняли решение не идти дальше, а заночевать в лесу, не теряя драгоценного времени. Недалеко на правом берегу по течению располагался г. Дрезна, стоянку устроили на левом.

После очередного поворота

в лесу

На стоянке выяснилось, что не так много дров; немногие остатки "топлива" собирали по всему лесу. Дачники и отдыхающие за летний сезон все пожгли, жаря шашлыки и поедая салаты.

После долгих поисков дров костер разгорался, потрескивая сырыми дровами. Небольшой ветерок уносил дым в сторону реки, весь лесной участок погружался в сумерки. Мы выпили по пятьдесят грамм армянского коньяка.

горел костер

Согревшись у костра, неторопливо беседуя,  делились впечатлениями о реке и её извилистости, а также о том, что байдарка "Легор" очень ходкая, вместительная при правильной загрузке. Хвала конструктору "Тритона" за такую  хорошую лодку: байдарка оставляет только положительные впечатления. Читатель меня может упрекнуть в необъективности моих рассуждений о байдарке, но, испытав её в походе, его мнение изменится.

День второй.

Моросящий дождь

Утро следующего дня было бы прекрасным после вчерашних приключений на реке, если бы не сюрприз, устроенный нам погодой. Моросящий дождь стучал по палатке. Вставать и вылезать из теплой палатки было, как всегда, лень. Тем более, там с наружи ничего хорошего нас не ждало. Я собрался с духом, взял волю в кулак и вылез наружу. Мои легкие наполнились утренним прохладным воздухом. Дышалось легко, было по-осеннему свежо. Костер, оставленный нами, давно догорел, оставив после себя пепел. Дождь смыл остатки пела. В костровище лежали несколько жалких головешек. Взглянув на эту картину, я побрел на поиски дров и опавших за ночь веток, сбитых дождем. Пока я собирал дрова, Гаяр зажег горелку, приготовил нам горячий чай. Теплый чай поднял настроение и приободрил. Костер потихоньку разгорался, предвещая долгожданный завтрак.

Костер разгорался

Позавтракав, мы собрались в путь. Сверившись с картой, мы обсудили план сегодняшнего дня. Судя по карте, нам оставалось идти недолго, всего каких-то несколько поворотов. Садимся в легорки, продолжаем путешествие. За одним из поворотов река ускорила свое течения, сделав небольшой перекат. Я воспользовался возможностью, прокатился несколько раз. Возвращаясь против течения на более спокойном участке переката.

утренним прохладным воздухом

За одним из поворотов

песчаные отмели

Чем ближе к городу, тем больше поворотов делала река, меняя песчаные отмели на небольшие ускорения. Вдали на берегу показались хозяйственные постройки. У нас мелькнула мысль: “ вот уже и город”. Но мы ошибались: нас ждал всего лишь очередной поворот.  Посмотрев на карту, я отмечаю некоторое несоответствие: на карте поворотов указано меньше, чем есть на самом деле.

Посмотрев на карту

Пройдя немного, мы замечаем местных рыбаков. Я интересуюсь, где мы и долго ли еще идти до моста. Ответ был исчерпывающий, без подробностей. Здесь река расширилась, и течения практически не было. На горизонте показалась церковь. Пройдя немного, мы подходим к берегу; рядом завод или фабрика. Не став выяснять, что за сооружение было перед нами, мы, не торопясь, разбираем наши "корабли", упаковываем сумки. Переодеваемся, укладываем оставшиеся вещи в рюкзаки.

Идя в сторону дороги, каждый из нас думал, что наше короткое путешествие подошло к своему логическому концу. Тут читатель может сказать, что такое маленькое расстояние можно было пройти и быстрее, не растягивать на два дня. Я могу сказать в ответ: да можно, но зачем? Нашей целью было отдохнуть, подышать свежим воздухом. А спортивная гребля для тех, кто этого хочет.

Подышать свежим воздухом

Вывод из путешествия.

Осень походу не помеха.

Впечатления о байдарке:

Байдарка "Легор"- отличная одноместная лодка,  легко идет, легко собирается и разбирается.  Ходкая, маневренная, вместительная(для лодки этого класса), грузоподъемная, весит мало - 9кг. Идеально подходит для похода выходного дня.

2010г.

P.S. или продолжение в след.

Весной команда тем же составом на тех же судах, воспользовавшись первыми по-настоящему теплыми апрельскими днями, когда солнце играло лучами, отражаясь и переливаясь всеми цветами радуги, пускало солнечных зайчиков во все стороны, решила повторить поход. Снег,  задержавшийся кое-где, таял и образовывал небольшие ручейки, стекавшие в огромные мутные лужи.  Огромные лужи напоминали собой разливы весенних рек. Первые вернувшиеся птицы собирались в шумные стайки.

Подышать свежим воздухом

Маршрут  был повторен и пройден. Конечно же, была и разница по прохождению. Отмечу только самое значимое. Вода в реке поднялась порядка 2-2,5 метра, подтопив берега и прибрежные ямы. Подвесной пешеходный мост проходили под левым берегом, буквально пробирались под мостом с огромной осторожностью, боясь зацепиться за его края. Течение было стремительным на всем протяжении реки. Под водой были скрыты все прибрежные кусты и коряги, которые в избытке торчали как по берегам, так и на разных отмелях. На второй день река еще прибавила в количестве воды, уровень поднялся еще примерно на 30-50 см.