Ремонт оболочки из ПВХ
байдарки, катамарана, лодки.

Ремонт оболочки из ПВХ.

Популярная и хорошо зарекомендовавшая себя прорезиненная ткань уходит в прошлое. На смену ей пришли более прочные, легкие и красивые современные материалы, как правило, на основе ПВХ. Вот все бы хорошо, но и они, увы, обладают своими специфическими недостатками. И, конечно, тоже имеют свой предел прочности. И пробитое в походе в безлюдных местах днище байдарки или баллон катамарана способны доставить массу неприятностей. Разумеется, в инструкции к клею и к, собственно, самому плавсредству, приводятся рекомендации по склейке, но здесь мы хотим рассказать, как провести несложный и эффектный ремонт в полевых условиях.

Собираясь в поход, разумеется, надо взять с собой ремкомплект. Однако в штатный, заводской набор, ацетон не входит. А без него хорошую склейку не сделаешь. И зачастую кусочек ПВХ-ткани для ремонта тоже может отсутствовать. Конечно, в специализированных магазинах для туристов продаются и куски ПВХ различной плотности и расцветки, и специальный клей. Но если вы живете вдали от этих магазинов, то ничего страшного. В любом хозмаге продается ацетон и уретановые клеи, клеющие ПВХ. Среди бытовых клеев наиболее часто встречаются "Уран" и "Момент-кристалл". Если отсутствуют куски ПВХ для ремонта, хорошо подойдет ткань рекламного баннера. Итак, в состав вашего ремкомплекта должны обязательно войти куски ткани, клей и ацетон. Кисточка и сухая, лучше байковая тряпка. Не помешает еще и «цыганская» игла, шило и прочная капроновая, а лучше лавсановая нить – повреждение может быть и значительным, и в этом случае его следует зашить перед склейкой. Ремкомплект лучше поместить в герметичную емкость. Не забудьте дома ремкомплект!

Итак, это все-таки случилось. Вода поступает в байдарку (спускает баллон катамарана), надо ремонтироваться и продолжать маршрут. Но вот же незадача – в инструкции к клею сказано, что надо ждать сутки, а время не ждет…

Осматриваем операционное поле. Для начала его надо высушить. В этом случае поможет сухая тряпка – трите поврежденное место, пока от него и от тряпки не пойдет дым. Ну, или хотя бы досуха. Следующим пунктом мы обезжириваем рану ацетоном. Обезжириваем и будущую заплату – с более гладкой и скользкой ее стороны. Если это баннерная ткань, то краска с нее должна быть смыта. Края заплаты должны перекрывать рану минимум на 15 мм . Имеет смысл приложить заплату к месту и обвести ее шариковой ручкой. Высокая влажность и вода выводят клей из строя – он мутнеет, сворачивается, и теряет свои свойства. Поэтому ни в коем случае не клейте под дождем, в крайнем случае, займитесь этим под тентом. На заплату и на поврежденную поверхность наносим тонкий и ровный слой клея и даем ему подсохнуть в течение 5-10 минут. Затем накладываем заплату на место и сильно приглаживаем ее от центра к краям. Удобно делать это ложкой. Чтобы ускорить процесс полимеризации клея, соединение надо хорошенько прогреть при температуре + 80-90 0 С. К сожалению, промышленного фена под рукой у нас нет. Кружка с кипятком тоже не лучший способ прогрева клеевого соединения. Берем походный топорик и на костре или газовой горелке нагреваем его обух до шипения при плевке. Затем этим топориком мы осторожно, плотно и плавно прикатываем заплату. Подождем минут десять, и все – можно на воду. Соединение получается очень прочным и, чтобы расклеить, придется снова нагревать до высокой температуры.