Константин Галкин – главный конструктор «Тритон-Лтд»
Последнее время в интернете появилось много “экспертов” разделяющих байдарки по категориям и описывающих их ТХ, сообразно собственной компетенции. Действительно, все лодки, где применяется байдарочный способ гребли, условно можно назвать байдарками. Как правило, это лодки имеющие значительное удлинение корпуса относительно ширины с фиксированными посадочными местами для экипажа (1,2 или 3-места).
Все имеющиеся на рынке изделия разделяются на 2 типа, разборные и неразборные. Каждый тип имеет свои бесспорные достоинства и недостатки, определяемые конструкцией и назначением самого изделия. Для придания необходимых качеств используют различные технологии и их комбинации. Если приводить примеры, то наиболее скоростные спортивные и океанские лодки изготавливаются из композитных материалов и такое свойство, как возможность складываться для транспортировки и хранения в расчёт не принимается. Сразу следует отметить набор наиболее востребованных качеств, которые и предопределяют вид нужного изделия. Мореходность (скорость, остойчивость, манёвренность, прочность), вес, грузоподъёмность, вместительность, качество транспортировки и хранения, комфортность, обитаемость, удобство обслуживания(сборка-разборка-просушка), ремонтопригодность, внешний вид, долговечность, надёжность, стоимость и многое, многое другое в разных сочетаниях. Естественно многие качества взаимно противоположны. Не стоит ждать от широкой остойчивой лодки хороших скоростных данных, также и наоборот, чем уже и быстроходней лодка тем сложнее обеспечить хорошую манёвренность. Лодка, изготовленная из недостойных или неправильно подобранных материалов не будет надёжной и долговечной, ну и наоборот.
Давайте посмотрим на ту часть российского рынка байдарок, на котором в основном представлены изделия разборные, с возможностью, их удобного зимнего хранения и комфортной транспортировки к месту использования. В таких изделиях хорошим конкурентным преимуществом, становится вес, быстрота и удобство сборки (подготовка к использованию), будь то только надувание, или сборка каркаса внутри оболочки. Если сравнить основные, массово используемые в производстве схемы: “Каркасные”,” Каркасно-поддувные”(КНБ), “Гибридные”, “Надувные” и лодки цельно листовые(оригами), изготовленные из приблизительно одинаковых по качеству материалов и оценить их основные достоинства, то получается вот такая картина.
“Каркасные байдарки” - жёсткие, быстроходные, вместительные, сборка требует времени и терпения, легко упаковываются, умеренно дорогие в цене.
“Каркасно-поддувные байдарки” (КНБ) - Жёсткие, быстроходные, достаточно вместительные, неплохо собираются ( легче каркасных), неплохо упаковываются, дорогие в цене.
“Надувные байдарки” - тихоходные, маловместительные, почти не требуют сборки, отлично упаковываются, цена обусловлена наличием надувного дна и т.п., качеством материалов и изготовления, варьируется от низкого до высокого ценовых диапазонов .
“Лодки цельно листовые”(Оригами) -условно жёсткие, быстроходные, вместительные, тяжёлые, легко собираются, плохо упаковываются, на российском рынке почти не представлены.
“Гибридные байдарки” - Умерено жёсткие, быстроходные, вместительные, лёгкие, хорошо и быстро собираются, хорошо упаковываются, в средней ценовой категории.
Какой вывод? Гибридная конструкция байдарок — это не прямое заимствование технических приёмов из вышеописанных схем, а создание нового принципа, позволяющего использовать лучшее на стыке новых освоенных технологий, материалов и технических решений. Гибриды это нечто среднее (золотая середина), универсальная, в некоторой степени схема, отвечающая современным тенденциям и запросам людей с их представлениями об отдыхе и туризме.